РегистрацияРегистрация О форуме | Международный Форум "Инновации в дорожном строительстве"
Архив мероприятий

О форуме



В Сочи завершился XI Форум дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве». Организатором мероприятия выступила Госкомпания «Автодор», при участии Правительства РФ, Строительного комплекса России, Минтранса России, Минстроя России, ФДА «РОСАВТОДОР», ГУОБДД МВД России, ФТ «Сириус», Администрации города Сочи, а также ООО «Деловая Россия».

Форум стартовал 28 мая и ключевыми темами обсуждения стали основные векторы и приоритеты для развития Азово-Черноморского региона, потенциал развития придорожных территорий, вопросы проектирования в дорожном строительстве, студенческие строительные отряды, цифровая трансформация транспортного комплекса и уникальные искусственные сооружения.

Пленарную сессию «Комплексное развитие Юга России» открыл Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин. Он рассказал, что Юг России – несомненный лидер внутреннего туризма, и в условиях его роста важно увязать все виды транспорта – авиационный, железнодорожный и автомобильный, развивать новые маршруты. Среди основных приоритетов развития дорожной сети на Юге страны выделил расширение маршрута вокруг Азовского моря, приведение к нормативу подъездных дорог к побережью и горнолыжным курортам, а также строительство дороги М-4 «Дон» – Сочи, формирование международного транспортного коридора «Север – Юг».

Глава Автодора Вячеслав Петушенко подчеркнул, что самый масштабный проект Госкомпании на юге России – строительство дороги от М-4 «Дон» до Сочи. Она сократит время в пути от Джубги до Сочи в четыре раза, до полутора часов, и позволит активно развиваться черноморскому побережью. Уже идут активные работы по строительству обхода Адлера, который соединит микрорайон Кудепста и село Высокое. Реализация проекта обхода Адлера разбита на несколько этапов, в рамках IV этапа в январе 2025 г. получено положительное заключение Главгосэкспертизы и разрешение на строительство.

В пленарной сессии также приняли участие первый заместитель Минтранса России Иванов Валентин, заместитель руководителя ФДА Ступников Олег, директор ППК «Фонд развития территорий» Сайфуллин Наиль, Глава Донецкой Народной Республики Пушилин Денис, заместитель Губернатора Краснодарского края Пергун Евгений, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Понарьин Олег, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии России Маканова Ирина, генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Новиков Антон, управляющий директор АО «Туапсинский морской торговый порт» Рыкованов Алексей.

На второй части пленарной дискуссии участники форума поговорили о «Модерации градостроительного успеха придорожных территорий». Обсудили влияние качественной придорожной инфраструктуры и сети скоростных трасс на градостроительный потенциал регионов в зоне притяжения дорог. Яркими примерами стали Владимирская и Нижегородская области, которые благодаря новым, современным многофункциональным зонам (МФЗ), комфортным придорожным территориям смогли развить туристическую привлекательность регионов. Также, Республика Алтай и Кузбасс начинают работу по созданию МФЗ на своей территории, перенимая опыт ГК «Автодор».

В ходе сессии «Сохраняя традиции – строим будущее» участники обсудили ключевые вызовы и пути решения задач по обеспечению дорожно-строительного комплекса квалифицированными инженерными кадрами, а также вопросы привлечения движения студенческих строительных отрядов на крупные проекты Государственной компании «Автодор». Мероприятие собрало представителей ведущих образовательных учреждений, профессионального сообщества и федеральных органов власти, что подчеркнуло важность взаимодействия всех сторон для эффективного развития кадрового потенциала России. По итогам проведения сессии участники договорились продолжить и усилить работу по реализации проектов, нацеленных на профессиональную ориентацию школьников и студентов, а также на популяризацию профессий дорожно-строительного комплекса, в том числе используя ресурсы и возможности профильных федеральных вузов и Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».

В рамках сессии «Проектные решения в дорожном строительстве» ключевой темой обсуждения стал вопрос о применении типовых решений при проектировании автомобильных дорог. Такой механизм заложен в Градостроительный кодекс, но пока недостаточно широко распространён на объектах транспортной инфраструктуру. Были сделаны доклады об альбоме «Типовых материалах для проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений», разработанном Государственной компанией «Автодор». При формировании документа особое внимание было уделено стоимости решений, анализу долговечности и затрат на стадии эксплуатации. Его применение является обязательным условием проектов договоров на проектирование на объектах Государственной компании.

На сессии «Интеллектуальные транспортные системы и цифровые решения» основное внимание было уделено созданию единой транспортной сети, которая обеспечивает удобство и доступность для всех пользователей, учитывая растущую автоматизацию и развитие высоких технологий. Обсуждались новые цифровые решения, включая системы управления движением, которые позволяют оптимизировать транспортные потоки, снизить заторы и повысить безопасность на дорогах. Эксперты отметили важность надежной мобильной связи для обеспечения работы ИТС. Искусственный интеллект был выделен как ключевой инструмент для анализа данных и автоматизации процессов управления транспортом. ИИ особенно актуален для прогнозирования и управления транспортными потоками, а также для анализа поведения водителей и повышения уровня безопасности.

В рамках сессии «Искусственные сооружения. Технологии. Инновации. Архитектура» участники обсудили уникальные технологические решения и инновационные разработки, позволяющие обеспечить надежность, безопасность и долговечность искусственных сооружений в самых разных условиях, в том развитие отечественных технологий. Отдельное внимание уделили тоннельным сооружениям и выбору технологии проходческих работ при реализации объекта строительства автомобильной скоростной дороги от М-4 «Дон» до г. Сочи, включая обход мкр. Адлер, а также общим перспективам строительства транспортных тоннелей в Российской федерации с учетом опыта реализации существующих объектов. Особый интерес у аудитории вызвала тема архитектурной выразительности мостов. Участники отметили необходимость комплексного взаимодействия представителей проектных, строительных и эксплуатирующих организаций на всех стадиях жизненного цикла мостовых сооружений для обеспечения диалога, координации и совместной работы для повышения эффективности инвестиционно-строительного цикла и сокращения затрат на эксплуатацию искусственных сооружений.

За два дня работы Форума в мероприятии приняли участие более 550 делегатов со всей страны. Организаторы уверены, что те решения, выработанные в ходе пленарных дискуссий и сессий, лягут в основу дальнейших изменений в научно-технической политики отрасли, цифровизации, безопасности дорожного движения, развитии инфраструктуры, автомобильного туризма и будут способствовать инновационному развитию отрасли.